изьято отсюда: http://rifmovnik.ru/lib/2/book11.htm
необходимо переработать и дополнить

Электромонтажными работами в кружке «Умелые руки» пионеры и школьники не занимаются. Однако они уже пользуются электрической плиткой для приготовления папье-маше и варки клея, электровыжигателем, электрическим лобзиком и паяльником, не говоря уже об электрическом освещении. Им приходится присоединять провода к таким самодельным приборам, как проекционные фонари, а также применять в своих изделиях батарейки карманных фонарей. Поэтому членам кружка надо усвоить некоторые правила обращения с электрическими приборами и простейшие, вполне безопасные приемы работы с проводами.
Обращение с нагревательными приборами

В разных местностях электрический ток в осветительной сети имеет не одинаковое напряжение. Даже в одном городе может применяться напряжение и в 220 и в 127 или 110 вольт. Соответственно этому на электрических лампочках, нагревательных приборах обозначают, для какой сети они предназначаются: 220 вольт или 127 (120) вольт.

Кружковцам следует знать, какое напряжение в осветительной сети их школы, а включая нагревательный прибор или ввертывая новую лампочку, — проверять, соответствуют ли они этому напряжению. Руководитель должен объяснить ребятам, что спираль плитки или лампочки, рассчитанной на 220 вольт, при включении в сеть с напряжением в 120 вольт будет нагреваться очень слабо, «вполнакала». Если же включить лампочку или прибор, предназначенные для напряжения в 120 вольт в сеть на 220 вольт, то волосок лампы или спираль накалится чрезмерно и вскоре перегорит.

Полезно показать членам кружка, как устроена электрическая плитка (разобрать и собрать ее), и объяснить, почему случаются повреждения ее. Плитка перестает работать, когда разрывается («перегорает») спираль или спрятанный внутри конец ее, когда два конца спирали или два провода шнура где-нибудь соприкасаются друг с другом или с металлическими частями плитки. Тогда происходит так называемое «короткое замыкание».

http://rifmovnik.ru/lib/2/057.png

Рис. 57. Устройство электрической плитки.

Чтобы сделать повреждения более редкими, с плиткой обращаются осторожно, оберегают ее от резких толчков, не дергают за шнур и не допускают попадания на раскаленную спираль капель воды или клея.

За включенные электрические приборы, провода и выключатели никогда не следует браться мокрыми руками. Вода хорошо проводит электрический ток; через влажные руки он может ударить в тело.

Как зарядить штепсельную вилку

Для включения в штепсельную розетку шнура настольной лампы, нагревательного прибора или понижающего трансформатора на конце шнура закрепляется вилка. Пионеры могут сами присоединить вилку к проводам — зарядить ее, заменить поврежденную вилку новой.

Осветительный шнур состоит из двух сплетенных проводов. Концы их расплетают и зачищают. Каждый провод осветительного шнура заключен в хлопчатобумажную оплетку — «чулок». Оплетку сдвигают рукой вниз, открывая резиновую изоляцию провода. Эту изоляцию осторожно, чтобы не повредить медной жилы, срезают ножом. Обнаженная жила состоит из нескольких тонких медных проволочек. Их зачищают до блеска: укладывают на край доски или стола и проводят несколько раз ножом или лезвием безопасной бритвы. Затем жилу скручивают круглогубцами или руками. На гвозде подходящего размера из скрученного провода сгибают круглую петельку по диаметру ножки штепсельной вилки. Оплетку провода снова надвигают до петельки, а лишнюю осторожно обрезают ножницами. Поверх оплетки наматывают изоляционную ленту, покрывая ею и оголенный участок скрученного провода у петельки. Так заделывают концы обоих проводов.

Разбирают штепсельную вилку: вывинчивают из нее обе контактные ножки и снимают закрепленную ими пластинку из изоляционного материала. Снизу в круглое отверстие вилки продевают заделанные и скрученные концы проводов. Петельки их отгибают и укладывают на маленькие отверстия для ножек. Проверяют, не присоединяются ли друг к другу оголенные провода, не торчат ли из петелек слабо прижатые медные проволочки. Затем укладывают на место пластинку (прокладку) и туго завинчивают ножки. Они должны пройти сквозь петельки. Вилка заряжена. Если прокладка затерялась или сломалась, ее можно вырезать из тонкого плотного картона.

Выключая шнур из штепсельной розетки, берутся рукой за вилку, а не дергают за провода. Вилка должна входить в розетку плотно, не шатаясь. Каждая ножка вилки имеет разрез. Если вилка держится в розетке слабо, то лезвием ножа, вставленным в разрез, раздвигают половинки ножки.

Соединение проводов

Иногда требуется удлинить шнур настольной лампы, плитки или электрического инструмента. Старшие по возрасту члены кружка справятся и с этой работой.

Концы соединяемых проводов освобождают от изоляции, зачищают и скручивают, как при зарядке вилки. Один оголенный конец провода накладывают под углом на другой. Оба конца туго скручивают и обжимают плоскогубцами. Место соединения спаивают — покрывают слоем тиноля и нагревают на огне (в крайнем случае можно обойтись без пайки). Затем надвигают оплетку и обматывают соединение изоляционной лентой, захватив ею концы оплетки. Ленту наматывают в два слоя: сперва в одном направлении, потом в обратном, чтобы нигде не осталось просветов. Обмотка должна быть ровной, без бугорков.

http://rifmovnik.ru/lib/2/058.png
Рис. 58. Как зарядить штепсельную вилку
(буквами указана последовательность работы).

http://rifmovnik.ru/lib/2/059.png
Рис. 59. Соединение проводов
(буквами указана последовательность работы).

Так соединяют оба провода шнура. Затем их скручивают вместе.