Электромагнитное реле
Изучим важную особенность "самовыключателя". Для этого воспользуемся изготовленным вами электромагнитом с сердечником из железного гвоздя, изогнутого в виде буквы П.
Прежде всего прикрепите к свободному концу сердечника изогнутую жестяную полоску шириной 5—6 мм так, чтобы ее свободный конец на несколько миллиметров не доходил до другого конца сердечника (на который надета катушка). Эта жестяная полоска будет одновременно и якорем (так называют двиующийся контакт в реле - прим. GLaDOS), и (благодаря некоторой упругости) пружиной, и подвижньм контактом. Неподвижный контакт — небольшую пластинку из жести — прикрепите к верхней щечке каркаса катушки, подведя пластинку под конец якоря. К неподвижному контакту и к якорю припаяйте концы соединительных проводов.
Укрепите электромагнит на деревянной подставке; все четыре конца проволочек (два конца — от катушки электромагнита и два — от подвижного и неподвижного контактов) присоедините к четырем клеммам на подставке, как показано на рисунке.
Ваш «электромагнитный самовыключатель» готов. Теперь его надо отрегулировать. Батарейка 3336Л (уже не выпускается) будет, как обычно, источником тока. Присоедините один из выводов катушки (с помощью клеммы и соединительного проводника) к одному из полюсов батарейки. Другого полюса касайтесь соединительным проводником, подключенным к клемме второго вывода катушки. При прохождении тока через катушку электромагнита сердечник его должен намагничиваться и притягивать якорь. Надо добиться того, чтобы якорь при этом касался неподвижного контакта на щечке каркаса, а при размыкании цепи якорь, благодаря своей упругости, должен отклоняться вверх.
Выполнив указанную регулировку якоря, соберите еще одну цепь с отдельной батарейкой и лампочкой (см. рис.). В качестве прерывателя тока введите в эту цепь (с помощью соединительных проводов) жестяные пластинки подвижного и неподвижного контактов, установленные на электромагните, а катушку электромагнита присоедините через ключ к первой батарейке.
Если теперь вы замкнете ключом SAI цепь с первой батарейкой и катушкой, то якорь, притянувшись к сердечнику, замкнет цепь второй батарейки и лампочка в этой цепи загорится. Разомкните ключ в первой цепи — вторая цепь также разомкнется, и лампочка погаснет.
Таким образом, вы собрали электрическое устройство, с помощью которого первая электрическая цепь управляет второй. Устройство это получило название электромагнитного реле.
Слово «реле» пришло к нам из Франции. В давние времена, когда не было еще железных дорог, автомобилей и самолетов, а почту перевозили в запряженных лошадьми каретах и дилижансах, так называли там замену уставших лошадей на остановочных пунктах. В переводе на русский язык означает «сменные, перекладные лошади».
В середине прошлого века во многих странах стали устанавливать электрический телеграф, и тут обнаружилось, что электрический ток от батареи передающей станции ослабевает с расстоянием из-за большого сопротивления проводов. В длинной линии ток оказывался настолько малым, что приемный телеграфный аппарат не работал.
И создатели телеграфов предложили как бы «перепрягать» ток «в пути». Всю линию разделили на несколько участков. В конце каждого участка поместили электромагнит с подвижным якорем и контактами. Слабый ток проходил через катушку электромагнита. Якорь притягивался к сердечнику и замыкал с помощью контактов цепь тока от местной батареи. И уже этот ток, более сильный, направлялся на следующий участок линии.
По сходству с перепряжкой лошадей новый прибор назвали старым французским словом «реле».