Стрела-10 Полковой самоходный зенитный ракетный комплекс
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «СТРЕЛА-10»
В ходе локальных войн на Ближнем Востоке и в Анголе успешно использовались сравнительно дешевые невсепогодные полковые и дивизионные ЗРК с оптико-электронными системами обнаружения целей. В связи с этим в 1968 году было начато проектирование самоходного ЗРК 9К35 «Стрела-1 ОСВ». А полномасштабные работы по комплексу начались по Постановлению СМ № 595-204 от 24 июля 1969 года. ЗРК «Стрела-1 ОСВ» был предназначен для ПВО мотострелковых и танковых полков.
Комплекс 9К35 представлял собой глубокую модернизацию ЗРК «Стрела-1 М».
В состав комплекса 9К35 «Стрела-1 ОСВ» вошли: боевые машины 9А35 и 9А34 и ракета 9М37. Интересно, что первоначально предполагалось наряду с ракетой 9М37 вести стрельбу и ракетами 9М31М от комплекса «Стрела-1 М».
Головным разработчиком комплекса в целом, а также ракеты 9М37 и ряда пусковых агрегатов было назначено КБТМ МОП, а главным конструктором — А.Э. Нудельман. Головной организацией по разработке головки самонаведения и неконтактного взрывателя было назначено ЦКБ «Геофизика» МОП (бывшее ЦКБ-589 ГКОТ), а главным конструктором— Д.М. Хорол. Изготовлением шасси боевой машины занимался Харьковский тракторный завод, а установкой артиллерийской части на нее — Саратовский агрегатный завод МОП. Серийное производство ракет велось на Ковровском механическом заводе МОП.
Заводские испытания первого опытного образца комплекса были начаты в августе 1971 года. Но испытания вскоре замедлились из-за срыва поставок головок самонаведения.
Совместные (государственные) испытания ЗРК «Стрела-ЮСВ» были проведены с января 1973 по май 1974 года на Донгузском полигоне. На вооружение «Стрела-ЮСВ» была принята лишь в 1976 году после долгих доработок и ожесточенных споров между разработчиками, ГРАУ и командованием ПВО сухопутных войск.
Ракета 9М37 была выполнена по аэродинамической схеме «утка», т. е. управляющие органы (рули) находились в передней части ракеты, а неподвижный стабилизатор — в задней. Ракета была оснащена однокамерным двухрежимным реактивным твердотопливным двигателем. ГСН ракеты пассивная двух-канальная. Основной канал оптический. Аппаратура оптического канала работала в видимой части спектра солнечных лучей и фиксировала цель, контрастирующую на фоне неба. После захвата цели головка самонаведения начинала сопровождать ее. Инфракрасный канал использовался только в сложной фоновой обстановке, при малой освещенности и при постановке противником оптических помех. Инфракрасный канал имел глубокоохлаждаемую ГСН.
Преимуществами такой системы наведения перед радиолокационными системами наведения ракет «Куб» и «Круг» были: более низкая стоимость, невосприимчивость к радиолокационным помехам,неуязвимость боевых машин для ракет типа «Шрайк», наводящихся по лучу радиолокатора. Недостатками системы наведения ракет 9М37 были: невозможность стрельбы по цели, заходившей со стороны солнца (угол между направлением на цель и солнцем должен был превышать 20°), а также чувствительность к инфракрасным и оптическим помехам, создаваемым противником.
Ракета 9М37 имела боевую часть 9Н125 со стержневыми поражающими элементами. Ракета помещалась в контейнере, который обеспечивал пы-лебрызгозащищенность ее и выполнял роль направляющей при пуске ракеты.
На контейнере размещался пороховой газогенератор и элементы системы охлаждения головки самонаведения.
Ракета 9М37 по проекту должна была обеспечить поражение целей типа МиГ-17 и Ил-28, летящих со скоростью 750 км/ч в передней полусфере при работе ГСН в инфракрасном канале. При стрельбе в задней полусфере ракета должна была обеспечивать
поражение целей на дальности свыше 4800 м по целям, летящим со скоростью до 1100 км/ч.
При проектировании комплекса в качестве базового шасси боевой машины рассматривалось три кандидатуры: БМП-1, БМД-1 и МТ-ЛБ.
Боевая машина 9А35 ЗРК «Стрела-10»
Отметим, что все три машины гусеничные, т. е. у начальства в то время вновь был «гусеничный уклон». В конце концов, лучшим вариантом шасси оказался бронированный транспортер тягач МТ-ЛБ, изготавливаемый Харьковским тракторным заводом. На базе МТ-ЛБ (шасси — изделие 35) были созданы две боевые машины 9А35 и 9А34.
(Энциклопедия отечественного ракетного оружия
Раздел III. ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТЫ)